Российская общественно-правовая интернет-газета.

"Осуждение невинного есть осуждение самих судей"
Сенека

Похищение «Джоконды»


Работы Леонардо да Винчи, великого итальянского художника и мыслителя давно стали шедеврами, а одна из его работ портрет Моны Лизы стала поистине культовым произведением спустя пять столетий после своего создания. Ей посвящено огромное число публикаций, она вызывала и вызывает огромный интерес любителей живописи.

Согласно архивным документам известно, что Мона Лиза была дочерью знатного флорентинца Антонио Мария Динольдо Герардини. Родилась она в 1479 году, а в шестнадцать лет её уже выдали замуж за местного купца Франческо ди Бартоломео Дель Джокондо. Когда Леонардо да Винчи писал её портрет, Моне Лизе было около двадцати четырёх лет. Причины, по которым Дель Джокондо так и не забрал портрет нам неизвестны. Быть может, он не узнал в этой женщине своей молодой красавицы жены? А, может, Леонардо, вложивший в картину за четыре года столько сил и труда, так привязался к ней, что не захотел расставаться?

После смерти великого живописца, его наследник продал портрет королю Франции Франциску Первому, а впоследствии из королевского дворца Фонтенбло, картина попала в Лувр, где хранилась среди прочих художественных сокровищ. Со временем портрет Моны Лизы не только приобрёл всемирную известность, но и стал практически бесценным, поэтому его похищение из Лувра в 1911 году стало не только национальной трагедией Франции, но и всего человечества.

Пропажу картины обнаружили утром 22 августа, когда художники пришли её копировать. Полиция немедленно отдала приказ о перекрытии всех дорог, ведущих из Парижа, патрулировались вокзалы, но принятые меры не дали никаких результатов. Поиски начались с осмотра Лувра, и когда на одной из лестниц была обнаружена тяжёлая позолоченная рама и разбитое стекло стало ясно, что Мона Лиза покинула Лувр. Подозрения полиции в первую очередь пали на сотрудников музея и рабочих, находившихся в музее за день перед кражей. При осмотре криминалистами найденного стекла был обнаружен отпечаток пальца, но после проверки 257 человек, и изучения отпечатков пальцев сотрудников стало ясно, что человека оставившего отпечаток пальца среди них нет. В течение двух лет полицейские всей Европой пытались оказать помощь своим французским коллегам, но портрет бесследно исчез.

Осенью 1913 года Альфред Герри, торговец предметами искусства получил письмо из Парижа от некого Винченцо Леонарди, который предлагал купить, украденный шедевр. После недолгих переговоров к нему явился человек средних лет, назвавшимся господином Леонарди и предложил купить картину, запросив за неё немалую сумму. Когда Герри выразил сомнения в подлинности портрета и поинтересовался, каким образом картина попала к продавцу тот рассказал ему о похищении Джоконды из Лувра. Кражу картины Леонарди объяснил патриотическими чувствами и сообщил, что портрет великого итальянского живописца должен вернуться в Италию, на его родину. Альфред Герри неоднократно продавал произведения искусства итальянским музеям, и поэтому Леонарди решил предложить картину именно ему.

В маленьком номере, дешёвого отеля на окраине Флоренции Леонарди открыл чемодан и достал из пакета картину размером в 53х77 см с музейным номером, нанесённый специальной краской. В тот же вечер он был арестован. Настоящее имя вора Винченцо Перуджи. Он приехал в Париж в поисках заработков и устроился на работу маляром в Лувр. Изучив порядок работы охраны, и продумав план выхода из музея, 21 августа 1911 года Перуджи, дождался, когда все ушли на перерыв, снял картины со стены и вынес на служебную лестницу. Затем он вынул холст из рамы и под рабочей одеждой вынес шедевр из музея.